Новости
О венчурной ярмарке и не только – Михаил Раяк
В преддверии грядущих юбилейных XV Российской и X Казанской венчурных ярмарок мы пообщались с видными российскими экспертами в области венчурного бизнеса о состоянии отрасли, перспективах и инструментах ее развития.
Михаил Евгеньевич Раяк
Исполнительный директор НКО «Фонд предпосевных инвестиций»
Михаил Евгеньевич, венчурной отрасли в России немногим больше 15 лет. Как изменился за это время облик венчурного инвестора?
М.Е.: В первую очередь, венчурные инвесторы стали более профессиональными в венчурной сфере. Это подразумевает под собой применение в работе механизмов именно венчурного инвестирования, а также внедрение отработанных на Западе практик. Как следствие, меняется и подход к оценке как инвестируемых компаний, так и самих инвесторов.
Роль коммуникаций в сфере бизнеса трудно переоценить. Какую роль, на ваш взгляд, играют венчурные ярмарки как коммуникативные площадки?
М.Е.: Они играют одну из ведущих ролей, так как позволяют напрямую общаться авторам инновационных проектов и венчурными инвесторам. При этом большое количество участников (с обеих сторон) предполагает и большой процент успешных переговоров. С другой стороны, как и иные профильные мероприятия, венчурные ярмарки способствуют непосредственному общению венчурных инвесторов друг с другом. В конечном итоге это приводит и к обмену опытом, и к совместному инвестированию проектов.
Бытует мнение, что «стартаперство» в Москве, да и в ЦФО в целом, стало «перегретым» сегментом, а в сфере интернет коммерции – и вовсе поговаривают о «пузыре». Правомочны ли такие оценки?
М.Е.: Если говорить о перегреве, то разве что в сфере интернет-коммерции. В этой отрасли действительно очень много проектов, которые, однако, зачастую не представляют из себя ничего нового и интересного. Хотя «пузырем» это все же сложно назвать: подобная ситуация сложилась отчасти из-за популярности и «модности» «стартаперства», а интернет-коммерция – это та сфера, где легче всего что-то запустить (очевидно, что технологические стартапы требуют гораздо более значительного капитала). В то же время такой «стартаперский пузырь» (в отличие от финансовых) не представляет особой опасности для окружающих: венчурные инвесторы, как правило, умеют отфильтровывать плохие проекты и деньги в них не вкладывают (тем более значительные).
Остальные же сферы назвать перегретыми нельзя: количество проектов в них не очень велико.
Современный технологический предприниматель, какой он сегодня?
М.Е.: К сожалению, технологические предприниматели не успевают за венчурными инвесторами. Если в IT сфере предпринимателями зачастую являются молодые люди, ориентирующиеся на окружающую действительность, то технологическим предпринимательством в основном занимаются люди среднего и старшего возраста (это обусловлено в том числе и наукоемкостью технологического предпринимательства), заставшие еще советскую систему финансирования научно-практических разработок. Поэтому современный российский технологический предприниматель все же отличается от того, каким он должен быть. Переход на новый этап подразумевает прежде всего ориентацию продукта на потребителя, а также навыки грамотной презентации своего проекта инвестору, учет требований инвестора.
Какие точки роста вы видите на рыке венчурного капитала?
М.Е.: Ожидаемый интерес вызывают технологии, находящиеся на стыке научных направлений, такие как квантовая криптография, пикасекундная импульсная техника, новые источники энергии, аддитивные технологии и пр. Однако в кризисный период наблюдается острая нехватка свободных денег на венчурном рынке, инвесторы «замерли». Вследствие этого основными точками роста будут инфраструктурные проекты – создание лабораторий, инжиниринговых центров и технико-внедренческих компаний. Особо хочу отметить необходимость вовлечения в рынок новых игроков – студенческих объединений. Все больше в технопарках ВУЗов будут появляться Студенческие конструкторские бюро, направленные на выполнение заказов корпоративных игроков. Это и будет основной задел на будущее.