Новости
РВК при содействии Минэкономразвития РФ представила второй отчет о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
РВК при содействии Минэкономразвития РФ выпустила второй открытый экспертно-аналитический отчет «Россия: курс на инновации» о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В подготовке исследования принимали участие институты развития, экспертное сообщество и участники рынка. Интеллектуальным партнером подготовки отчета выступила международная консалтинговая компания Frost & Sullivan.
В документе, интегратором которого второй год подряд выступает РВК, ведущие эксперты и участники рынка анализируют результаты, которых удалось достичь при реализации мероприятий Стратегии в 2013 году, определяют проблемные сферы и зоны наибольшего благоприятствования инновациям по каждому из 7 направлений Стратегии.
В ходе исследования было проведено более 90 углубленных интервью с предпринимателями и инвесторами, представителями институтов развития и руководителями ведущих технологических компаний. Как и годом ранее, одним из важнейших инструментов исследования стал социологический опрос, в котором приняли участие более 170 участников рынка инновационно-технологического предпринимательства.
Генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян отмечает: «За короткое время, прошедшее с начала реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», удалось немало сделать. Базовые, наиболее необходимые элементы экосистемы созданы. В соответствии с положениями Стратегии принимаются и вводятся в действие соответствующие отраслевые и федеральные программы, институты развития сформировали и активно применяют целый ряд инструментов поддержки инновационной деятельности. Растет активность частного капитала, в стране идет масштабная реформа системы образования и науки. А некоторые рыночные механизмы, такие как отрасль венчурного инвестирования и сопутствующая ей инфраструктура, — уже эффективно работают».
В рамках отчета рассматриваются и анализируются мероприятия по ключевым направлениям реализуемой Стратегии:
- Формирование компетенций инновационной деятельности и развитие кадрового потенциала.
- Стимулирование инновационной активности предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, привлечение участников рынка к формированию общей политики инноваций.
- Содействие коммерциализации научной деятельности: повышение эффективности науки, поддержка наиболее успешных научных команд, совершенствование механизмов коммерциализации научных разработок.
- Создание государством благоприятных условий для ведения бизнеса, определение технологических приоритетов развития экономики.
- Создание инновационной инфраструктуры, построение «инновационного лифта» для координации между различными субъектами и объектами сложившейся системы, улучшение информированности бизнеса о доступных возможностях и каналах поддержки.
- Интеграция России в мировое сообщество: создание системы, основанной на сетевом сотрудничестве («открытые инновации»), поддержка экспортно-ориентированных отечественных производителей, содействие трансферу технологий.
-
Развитие инновационного потенциала регионов путем создания территориальных кластеров и других элементов инновационной экосистемы и институтов развития на местах.
Из отчета следует, что за период с 2011 по 2013 год (первый этап реализации Стратегии) часть поставленных задач удалось реализовать. В частности, созданы базовые механизмы инфраструктуры, отработаны механизмы финансирования, достигнуты значительные успехи в части популяризации инновационного предпринимательства и создании специальных образовательных программ. Сегодня можно говорить о поступательном развитии инновационной экосистемы.
В России постепенно установился тренд на развитие технологического предпринимательства. Эксперты отмечают значительный рост числа молодых людей, вовлеченных в инновационные процессы. Но необходимо отметить, что существует разрыв между потребностями бизнеса и существующим предложением в системе образования. Молодые ученые зачастую стремятся реализовать себя за рубежом, а число стартапов, созданных на основе российских разработок «новой волны», пока невелико. Для решения этих проблем опрошенными в ходе подготовки отчета экспертами предложено сосредоточиться на развитии предпринимательской инфраструктуры в вузах, создании программ возвращения ранее уехавших из страны ученых, налаживании связей «вуз – бизнес» и большей адаптации образовательных программ к нуждам реальной экономики.
В отчетном периоде продолжилась реализация программ инновационного развития (ПИР) крупных компаний с государственным участием, начатая три года назад. Именно ПИРы сегодня рассматриваются как важнейший источник спроса на инновации. В ходе реализации программ все чаще применяется практика «открытых инноваций», предполагающая активное сотрудничество с внешними технологическими компаниями и командами. К сожалению, этому препятствует несовершенство правовых механизмов, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности применительно к трансферу технологий. В качестве положительного результата первого этапа реализации Стратегии называется улучшение налоговых условий для значительного числа участников рынка инноваций и выстраивание системы грантового и заемного финансирования.
В течение 2013 года продолжилась оптимизация сформированного «инновационного лифта» - системы созданных государством институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на различных стадиях. РВК в этот период фокусировалась на наиболее актуальных направлениях – создании фондов посевного инвестирования и отраслевых фондов по приоритетным направлениям. В 2013 году был создан фонд «Гражданские технологии ОПК», ориентированный на трансфер технологий между гражданским и оборонным сектором. Кроме этого, дан старт проекту создания технопарка «Раменское», ядром которого станет инжиниринговый центр точного приборостроения и интеллектуальных встраиваемых систем.
В целом, 40% опрошенных экспертов считают, что среда для возникновения и коммерциализации инноваций в России стала более благоприятной. Однако эффективность налоговых стимулов и льгот для инноваторов по-прежнему не высока, всего 13% экспертов дали положительную оценку этим факторам. Совершенствование законодательства, направленного на увеличение объема государственных закупок, содержащих инновационный компонент, позволили бы решить часть накопившихся задач в этом направлении, полагают эксперты.
Все большую роль в вопросах коммерциализации интеллектуальной собственности начинают играть вузы. В 2011-2013 годах российские университеты вложили 6,8 млрд руб. собственных средств в реализацию программ развития инновационной инфраструктуры. За этот период было создано 5 223 организации, выполняющие функции поддержки инновационной деятельности. Кроме этого, созданы центры трансфера технологий (ЦТТ): сегодня их зарегистрировано 120 по всей стране. В России появились новые виды образовательных центров, такие как национальные исследовательские университеты России (НИУ), основная задача которых заключается в интеграции образовательного и научного процессов в рамках единых комплексов мирового уровня. Статус НИУ получили 29 вузов по всей стране.
Кроме этого, введены конкурсные механизмы финансирования фундаментальных и прикладных исследований. В результате Россия удерживает объем расходов на НИОКР на уровне не менее 1,5% от размера ВВП. Административные барьеры и качество НИОКР, по мнению экспертов, перестали быть основными препятствиями коммерциализации разработок. Большая часть опрошенных экспертов (59,9%) назвали в качестве главного фактора, мешающего коммерциализации, низкий спрос на инновационные разработки со стороны предприятий реального сектора. Усиление стимулов для внедрения инноваций реальным сектором экономики и совершенствование системы преференций при внедрении отечественных инноваций позволили бы решить ряд накопившихся проблем, считают эксперты.
Важным итогом первого этапа Стратегии стал запуск проекта создания инновационных территориальных кластеров (ИТК), призванных обеспечить комплексное развитие инновационных экосистем и продвижение передовых проектов в регионах. При этом в качестве основных проблем, которые предстоит решить, участники рынка называют необходимость обеспечения стабильного спроса на инновации, а также ликвидацию диспропорций и дисбалансов в инновационном развитии регионов. Кроме того эксперты, указали другие направления, которые требуют пристального внимания. В частности, необходимо обеспечить доступ к «длинным деньгам» в отраслях, где создание продукта и вывод его на рынки занимает не менее 5-7 лет. Респонденты также указывают на важность продолжения реформы российской науки.
В 2014 году в отчет впервые была включена тематическая вкладка, посвященная анализу инновационного потенциала и стратегий глобализации бизнеса российских ИТ- компаний. Авторы отчета отмечают, что в течение 2013 года российский ИТ- рынок находится в стагнации после непродолжительного посткризисного роста. В 2013 году его объем достиг 33 млрд дол. в стоимостном выражении с отрицательным темпом роста по сравнению с предыдущим годом (-1%). При этом экспорт ПО и услуг по его разработке вырос по сравнению с предыдущим годом на 15% - до 5,2 млрд долл. Таким образом экспорт продукции и услуг отечественных софтверных компаний уже превысил 0,9% от всего российского экспорта, а доля российских софтверных компаний на мировом рынке ПО составила около 2,5%.
Авторы отчета совместно с экспертным сообществом отобрали 19 историй успеха отечественных компаний, делающие ставку на перспективные технологические и рыночные тренды: разработка ПО (Artezio, Luxoft, АСКОН), мобильные приложения (SOFTKEY), электронная коммерция (Qiwi), управление данными (Acronis), интеграция и инжиниринг (Неолант), облачные сервисы (Такском), продукты и услуги в области лингвистики и перевода (ABBYY), разработка и производство LTE-оборудования (Yota Devices) и др.
По мнению Романа Косячкова, Заместителя генерального директора – Управляющего директора РВК, сегодня «важность инновационного сектора как основного «драйвера» устойчивого развития экономики осознана в большинстве стран. Поэтому многие из них реализуют все более активную инновационную политику, разворачивают программы государственной поддержки, что уже приводит к заметному усилению международной конкуренции на рынке технологий. При этом появление технологий, которые можно назвать «прорывными», происходит все реже. И «прорывные технологии», на разработку которых требуется все больше ресурсов, не дают долгого преимущества своим обладателям, а практически сразу глобализируются. В ближайшей перспективе России важно не только искать и развивать такие технологии, но и обратить внимание на глубокую модернизацию базовых технологий, а также разумное импортозамещение».
С полным текстом отчета на русском и английском языках можно ознакомиться на сайте РВК в разделе «Аналитика и исследования».
Об РВК
ОАО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло 15, их суммарный размер — 25,2 млрд руб. Доля ОАО «РВК» — 15,7 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 156. Совокупный объем проинвестированных средств — 14,4 млрд руб.